Развитие читательского интереса младших школьников через разнообразные формы деятельности

Автор: Озерова Анастасия Владимировна 

Аннотация: В этой статье автор размышляет над проблемой вдумчивого чтения в начальной школе, делится своим опытом.

Ключевые слова: умение читать, вдумчивое чтение, интерес к чтению, младшие школьники.

Что значит быть грамотным человеком сегодня? Это иметь образование на уровне средней школы, владеть компьютером, общаться на родном и иностранном языке, разбираться в массиве информации. А грамотность начинается с умения читать. Читательская культура людей всех возрастов высоко оценивалась во все времена. К сожалению, сейчас происходит снижение читательской активности современных детей.

Для меня всегда было важно: как вызвать у ребёнка интерес к чтению, как сформировать вдумчивого читателя?

Хотелось бы узнать - А когда и где формируется отношение ребёнка к книге? ...

В идеале - в семье, в раннем детстве. Ребенок слышит свои первые сказки от бабушки, колыбельная мелодия - от матери. Но в современном мире всё далеко не так и отношение к книге формируется в младшем школьном возрасте. Поэтому задача учителя начальных классов - поднять значимость чтения, привить ребёнку вкус чтения и сформировать читательскую активность.

А что такое читательская активность? Это направленный интерес читателя к книге. Какие существуют показатели читательского интереса младшего школьника?

Положительное отношение к самой с  читательской деятельности (ребёнок говорит: "Я люблю увлечённость самим процессом чтения (Я хочу сейчас прочитать ещё немножко). Стремление поделиться радостью от общения с книгой с другими (Я хочу, чтобы об этой книге узнали все в классе).

На что же мы можем опираться в своей работе? Конечно, это уроки литературного чтения. Именно здесь, на начальной ступени следует приобщать ребёнка к литературе, формировать у него интерес к чтению, к книге. По своему опыту могу сказать, что эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов может сделать уроки чтения самыми любимыми.

Даже работая по азбуке, мы читаем небольшие тексты, работаем над их содержанием, учимся задавать вопросы, учимся давать полные ответы. Тем самым ребёнок чувствует себя открывателем, он понимает, что книга может дать ответ на любой вопрос. Тем самым формируется его отношение к книге, это положительное отношение как к другу.

Многократное чтение формирует способ чтения. Любознательность поддерживается творческим чтением. И когда мы с ребятами в произведениях ищем не только факты, но и логику, причины событий - это формирует вдумчивое чтение.

Всё вместе позволяет ребёнку сформировать привычку читать, читать вдумчиво и с интересом.

Формы работы:

  1. Жужжащее чтение.
  2. Чтение вслух и про себя.
  3. Чтение цепочкой по абзацу.
  4. Чтение цепочкой по предложению.
  5. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  6. Выборочное чтение.
  7. Чтение в лицах.
  8. Инсценирование текста или отрывка
  9. Сочинительство историй (Именно сочинительство помогает формировать читательский и познавательный интерес. Младшие школьники с большим интересом сочиняют и фантазируют на разные темы: «Я сочиняю сказку», «Моё первое стихотворение» и так далее).
  10. Конкурс репортажей (импровизированная игра в процессе которой ребята пробуют себя в роли журналистов).
  11. Интервью с известной личностью. (Например, с Незнайкой, с Томом Сойером).
  12. Репортаж с места событий (Сегодня загорелся Кошкин дом, по предварительным данным, причиной стала оставленная без присмотра печь).

Подготовка формирует читательский интерес у младших школьников, так как учащиеся вовлечены в активную творческую деятельность. Выбирают книгу, вчитываются в сюжет, стараясь обратить внимание на детали.

Обязательно в доме должна быть библиотека или хотя бы своя книжная полка у ребёнка. На этой полке книги не должны стоять, ребёнок должен их брать, читать, давать читать своим друзьям - вот тогда формируется его отношение к книге.

Хочется подчеркнуть, что развитие читательского интереса в руках родителей, библиотекаря и конечно учителя. От того, насколько учитель горит желанием передать свой интерес к чтению ребятам, зависит то, будут ли ребята читать. Хочется верить, что наши дети, уходя в огромный взрослый мир, сохранят любовь к книге и смогут найти ответы на все вопросы, которые ставит перед ними жизнь.