Е. И. Петрова. Роль семьи в воспитании детей

Уважаемые родители! Каждый из нас желает воспитать своего ребенка здоровым, умным, добрым, красивым; каждый из нас хочет испытать гордость  за своего сына или дочь.   Всем  хочется, чтобы  наши дети, повзрослев, любили нас так же, как в свое время любили их мы, а не сдали в старости в дом престарелых, как это часто случается сегодня.

         Всегда ли  получается, как того хотим мы? И почему не получается?

         Согласно опросу Института социологии РАН,  55% молодых людей (а мы знаем, молодые люди – это вчерашние школьники) считают приемлемым хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену.  Сегодня мы все свидетели стабильного роста алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступности, культа денег и физической силы, двойной морали. По всем каналам  свободно пропагандируется распущенность нравов и насилие. Усиленно навязывается философия гедонизма, для которой смыслом жизни становится получение удовольствия любой ценой, непрестанное  развлечение, идеал вольной жизни, так называемое «бери от жизни все!   оттянись со вкусом!» Не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить истинные жизненные ценности от ложных,  дети закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

         Приведу такой пример: В программе литературы есть русская народная сказка «Ванюшка и царевна». Крестьянский сын Ванюшка решил жениться  не на простой девушке, а  на богатой царской дочери, но видит, что царевна очень глупа, ленива, ни к какой работе не приучена. Подумав,  Ванюшка возвращается в деревню и женится на работящей умной крестьянской девушке.   Среди разных мнений детей было высказано  и такое : « Какой Ванюшка дурак,   женился бы  на царевне,   купил бы квартиру в городе и жил бы припеваючи».

         Можно ли  вырастить в таких условиях полноценную личность? Как показывает жизнь, вполне можно, главная роль при этом отводится не школе, как думают многие родители, а институту семьи. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют улица-10 %, школа – 10%, СМИ – 30%, и семья  - 50 %. Так что успех воспитания зависит в первую очередь от семьи. То, что ребенок в детские годы приобретает  в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Большую часть времени ребенок  находится  в семье, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Родители всегда должны помнить, что моральный облик ребенка, его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

          «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и  матери» (В А Сухомлинский). Прекрасные дети вырастают в тех семьях,  где мать и отец по-настоящему любят друг друга и  вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.

         К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо.  Он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными?

         Уроком на всю жизнь могут стать  простые случаи из повседневной  жизни.

         Вот у дерева кто-то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево  «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд.

         Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» - и берет с собой сына.

            Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».

         В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности:  содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.

Пример. Мать говорит, что со сверстниками надо дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры - нарисовать рисунок к уроку. Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после ухода соседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи - люди богатые, небось купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!». Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, лицемерия, тем самым разрушая свой авторитет перед ребенком.

         Или еще примеры. Подросток должен идти с классом на субботник, а  друг купил ему билет на футбол. Как ему поступить? Один отец скажет:  «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий... Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде». И сын усвоит этот урок на всю жизнь.

         Дочка принесла с улицы чужую куклу, спрятала ее среди своих игрушек. Когда мать увидела куклу и спросила, откуда она взялась, дочка ответила, что ее дала ей подружка, поиграть. Мать на этом успокоилась и больше не вспоминала, не проверила, так ли это было на самом деле. Затем были еще чужие вещи, которые также кто-то якобы давал дочери. Через несколько лет дочка стала красть деньги у детей в школе, а потом и дома. Вот только тогда родители всполошились и забили тревогу. А начало этому положила та первая кукла. Если бы мать пошла с девочкой к ее подружке, то выяснила бы, что подружка не давала куклу ее дочке, что дочь просто взяла ее без разрешения. Меры были бы приняты вовремя, и дурной привычки красть у девочки не сформировалось бы. “Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему.

         Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с  родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов  из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один,  два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком - потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада. Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. В старших классах сын или дочь уже будут выбирать профессию, и тут советы родителей им крайне необходимы, так как именно родители лучше всех знают физические и умственные способности своих детей. Зная свои финансовые возможности, они могут просчитать, сумеет ли сын или  дочь трудоустроиться в будущем с этой профессией, сможет ли  достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью. И при всем этом настоящие родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта,  творческой самобытности, определенные склонности и влечения к  какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери реализоваться в будущей профессии  - это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой. Не все измеряется деньгами. Подлинное счастье человек испытывает тогда, когда он занимается любимым делом. Один может усваивать  математику, но любить растения и стать хорошим садоводом. Другой  любит возиться с велосипедом, отцовской машиной, его тянет  технике, к работе на тракторе или комбайне. Он может стать прекрасным хлеборобом.   Стремление любой ценой дать ребенку высшее образование, неважно какое, заставляет некоторых родителей  переступать через детские способности и желания, тем самым делая их несчастными на всю жизнь.

         Рассматривая факторы, влияющие  на воспитательный потенциал семьи,  нельзя обойти вниманием  вопрос о мере родительской любви.  Любить своих детей безгранично, больше собственной жизни — это совершенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной — от разумной до слепой.

         О родителях, одержимых любовью, А.С. Макаренко говорил: «Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование, значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами, фа6рикой или каким - нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения - и товарищеские, и дружеские, и какие угодно - почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми  они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному  ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».

         Родители, ослепленные своим чувством к ребёнку, подобны человеку с завязанными глазами: они не в состоянии видеть в нём «свет» и  «тени». И, так как эти родители всегда склонны идеализировать  любимое дитя, они видят в нём только «светлые» качества. «Темных» пятен они не могут замечать.

         Для многих таких родителей фальшивая пятерка важнее честно заработанной ребенком четверки или тройки. Замечания в адрес ребенка воспринимается болезненно, в штыки.

         Уважаемые родители, помните!

Во-1, нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка. Пусть ребенок привыкает сам решать свои проблемы, ведь скоро ребенку предстоит самостоятельная жизнь

 

 Во-2, какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас его рассказы, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации.  Информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок. Воспитание — это прежде всего  диалог.

         Есть такая    народной мудрость, которая гласит: «Если в  доме нет отца, значит, в нем нет одной стены». Очень важно участие в воспитании ребенка отца. Каждому ребенку   отец нужен так же, как и мать. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень  притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются  невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно  сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков.   

Готовясь к данному собранию, я встретила такое понятие, как Законы семьи . Их всего 4.

            1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых

ребенку.

            2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

            3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.

            4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных

            благ между взрослыми и детьми.

            Психологи и педагоги утверждают: если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и  друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как  личность.

 

Заканчивая свое выступление, хочу  еще раз напомнить уже известную вам истину:

 Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю.

 Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей.
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наше счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед все страной.