В. А. Петров. Применение игры на уроках технологии

 «Игра есть подлинно человеческое занятие, и только тот, кто играет, может быть назван человеком»

 (Ф. Шиллер).

Применение игры на уроках технологии

Петров В. А., учитель изобразительного искусства, черчения и технологии МБОУ «Шимкусская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики

 

Изменения, происходящие в настоящее время  в производственной сфере, стали настолько динамичными, что выпускнику школы, желающему стать успешным и востребованным в современном обществе, приходится осваивать порой совершенно новые виды и формы своей деятельности. Всему этому ребенок должен научиться уже в школе, в процессе изучения программного материала общего образования по разным предметам. Это обуславливает необходимость применения инновационных технологий в образовательной  деятельности школы. Под инновацией в образовательном процессе мы понимаем выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся и освоение новых, наиболее эффективных методов, приемов, форм обучения и воспитания.

Особенностью преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной школе является направленность на творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Перед учителями технологии стоит задача интенсивного освоения инновационных технологий для достижения этой цели. Для этого педагогическая общественность, в том числе и учителя технологии, в ходе своей работы апробируют новые методы, формы и виды в организации учебной деятельности, делятся своим опытом.

Одним из распространенных методов организации урока является педагогическая игра. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Этот метод интересен тем, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. От игр вообще педагогическая игра отличается существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. Она создается игровой мотивацией, которая выступает как средство стимулирования детей к учебной деятельности. Этот метод давно и эффективно используется учителями на уровне начального общего образования. Но он может быть не менее эффективно использован и на уровне основного и даже среднего общего образования. На уроках технологии в 5-6 классах можно использовать развивающие, познавательные игры, например, «Забей гвоздик», «Крестики-нолики», «Собери конструктор» и т. д. В 7-8 классах ведущую роль занимают деловые и ролевые игры. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности ученика, моделирования профессиональных проблем, реальных затруднений и сложностей. Она может включать в себя целый комплекс методов активного обучения:

- формирование у учащихся представления о производстве и производственной деятельности;

- развитие теоретического и практического мышления;

- формирование умения работать в коллективе;

- воспитание креативности, самостоятельности и предприимчивости.

Суть ролевых игр состоит в имитации ролевого общения, способность видеть мир глазами другого человека, слышать и чувствовать, как он. Ролевые игры часто сопровождаются инсценировками, постановками коротких  сценок.

Основными целями и задачами деловых и ролевых игр являются:

- профессиональное самоопределение учащегося и формирование личностных качеств в современных условиях производства и бизнеса;

- формирование навыков успешного человека на работе и дома;

- умение преодолевать трудности, проблемы в игре, а затем и в жизненных ситуациях;

- развитие нравственных, деловых, творческих качеств личности;

- повышение качества знаний.

Учащиеся зачастую плохо представляют, каким образом организована производственная деятельность на крупных и средних предприятиях, как работает малый бизнес. Совсем не знают о таких разделах производства, как нормирование, плановость, аналитика и отчетность. Чтобы научить учащихся сознательно применять эти категории, необходимо включить их в такую деятельность, которая по своему психологическому содержанию соответствовала бы производственной деятельности. Это возможно только при использовании деловых и ролевых игр. Выполняя в процессе игры роли конструктора, дизайнера, эксперта, технолога, учащиеся имеют возможность знакомства с рядом профессий и почувствовать личную ответственность за качество конечной продукции. Учитель в данной ситуации может играть роль заказчика, директора предприятия, инструктора и т. д.

В связи с введением в школах Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), образовательная программа «Технология» в 5-8 классах в основном подчинена проектной деятельности учащихся. Творческий проект может выполняться как одним учеником, так и группой учеников. Форма деловой или ролевой игры является наиболее эффективной формой сотрудничества учителя и учащихся в начальной стадии технологического этапа выполнения проектной работы в группе. Предлагаю план-конспект урока-игры «Конструкторская фирма».

 

План-конспект урока-игры «Конструкторская фирма».

 

Тема: Правила выполнения графической и технологической документации

Тип урока: Урок-решение практических, проектных задач.

Цели урока:

Обучающая: научить  применять графическую и технологическую документацию при разработке творческих проектов

            Задачи:

- организовать групповую работу по разработке творческого проекта;

- собрать и систематизировать информацию для  выполнения чертежа и технологической карты на изготовление изделия;

- выполнить графическую и технологическую документацию к разработанному проекту.

Развивающая: развить творческое мышление и навыки конструирования при разработке творческих проектов.

Задачи:

- организовать творческий подход к разработке проектного изделия;

- обеспечить самостоятельный поиск альтернативных вариантов конструкции изделия;

- совершенствовать навыки по разработке дизайна проектного изделия.

Воспитывающая: воспитать умение работать в коллективе, культуру речи и графическую культуру

Задачи:

- организовать распределение обязанностей и взаимодействие учащихся в группе;

- способствовать коллективному обсуждению и отстаиванию каждым учеником своей точки зрения;

- стимулировать аккуратность и точность при выполнении графической и технологической документации

 

Средства обучения и воспитания: ученическая доска, мел, карандаш, линейка, циркуль, бумага для черчения формата А 4 или А 3.

Действующие лица: учитель в роли заказчика, главный инженер, конструктор, технолог, дизайнер, маркетолог.

 

Ход урока:

  1. Подготовительный этап. Организационная часть.

Деловая игра «Конструкторская фирма» основана на организации работы двух или трех (в зависимости от количества детей в классе) конкурирующих между собой творческих групп.

Работа любой конструкторской фирмы имеет разделение труда:

конструктор – разрабатывает графическую (конструкторскую) документацию;

технолог – составляет технологическую документацию;

дизайнер – разрабатывает дизайн изделия;

маркетолог – осуществляет продвижение продукции на рынке (реклама);

главный инженер – осуществляет общее руководство.

Распределение ролей между учащимися.

 

  II.      Урок-игра.

В класс – конструкторскую фирму заходит заказчик.

Заказчик: Здравствуйте. Мне сказали, что здесь находится фирма по разработке дизайнерских изделий из дерева. Мне нужна красивая и удобная подставка для цветов для массового производства. Желательно насколько вариантов.

Главный инженер: Добрый день. Мы с удовольствием готовы Вам помочь. У Вас есть с собой техническое задание изделия?

Заказчик: Спасибо, конечно!

Учитель (заказчик) вывешивает на доску техническое (проектное) задание на изготовление изделия «Настенная подставка для цветов», знакомит с основными характеристиками  и предъявляемыми требованиями к будущему изделию.

 

Техническое (проектное) задание

на изготовление изделия «Настенная подставка для цветов»

Основные характеристики изделия

Требования, предъявляемые к изделию

Пользователи изделия

Домохозяйки, все любители комнатных растений

Назначение изделия

Оформление интерьера небольшой комнаты, выращивание комнатных цветов на стене

Технические параметры

Ширина стенки – 200-300 мм

Высота – 300-400 мм

Ширина полочки – не более 200 мм

Материалы

Древесина, тонколистовой металл

Стоимость материалов

Невысокая

Экономичность изделия

Малый расход материалов

Технологичность изделия

Простота конструкции

Простота технологии изготовления

Небольшие затраты времени на изготовление

Эстетичность

Красивый внешний вид

Экологичность изделия

Не должен загрязнять окружающую среду

Безопасность изделия

Подставка должна быть безопасна в эксплуатации

 

III. Теоретическая часть

Чертежи деталей выполняются на стандартной чертежной бумаге формата А 4 или А 3. Для их выполнения используется система прямоугольного проецирования. Проекции детали находятся в проекционной связи. В построении чертежей детали используются три вида: вид спереди (главный вид), вид слева, вид сверху. Конструктор может использовать необходимый минимум видов – 2 или 1. На чертеже проставляются все необходимые для изготовления детали размеры.

            Для многодетальных изделий выполняется сборочный чертеж. Количество видов на сборочном чертеже должно быть таким, чтобы они полностью характеризовали (отображали) конструкцию изделия. На сборочном чертеже проставляют габаритные размеры и размеры, которые необходимо соблюдать при сборке изделия.

            Внизу чертежа над основной надписью размещают спецификацию – таблицу, в которой перечисляют все детали, входящие в изделие. Порядковые номера в спецификации соответствуют номерам деталей, проставленным на чертеже около выносных линий. Рядом с порядковым номером пишется наименование деталей, их количество в изделии и материал, из которого они изготовлены.

            В качестве технологической документации применяют маршрутную карту, в которой указывается маршрут следования заготовок по операциям, операционную карту, где содержится подробное описание одной технологической операции и технологическая карта. Технологическая карта выполняется в виде таблицы, в котором содержится информация о последовательности выполнения технологических операций, графическое изображение операций, а также перечень инструментов и приспособлений, необходимых для каждой операции. Для работы наиболее удобной является технологическая карта.

 

            IV. Практическая часть.

Группы еще раз изучают требования к изделию, распределяют обязанности, выполняют проектное задание. Конструкторы  разрабатывают графическую (конструкторскую) документацию,  технологи составляют технологическую документацию, дизайнеры разрабатывают дизайн изделия, главный инженер осуществляет общее руководство работой сотрудников фирмы. Завершают работу маркетологи защитой проекта.

При делении на группы и распределении заданий необходимо учитывать уровень обученности, интересы и индивидуальные способности учащихся.

 

V. Подведение итогов урока.